Вопрос-ответ

Автор Агентство "Витязь". Рубрика Юридические комментарии

Имеет ли право снять номера с автомобиля участковый инспектор?

Для убедительного и полноценного ответа, этот вопрос следует несколько расширить. Во-первых, в статье 543 Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях (КРК ОАП) имеется четкий перечень правонарушений, рассматривать дела по которым и налагать административные взыскания имеются полномочия у участковых инспекторов полиции.

Из административных правонарушений в области транспорта это, например, несоблюдение водителями транспортных средств правил остановок маршрутных транспортных средств, движения в жилых зонах, перевозки пассажиров и грузов, пользования ремнями безопасности при движении на транспортных средствах, оборудованных ими, мотошлемами при управлении мотоциклами и перевозке на них пассажиров, буксировки транспортных средств, пользования осветительными приборами в темное время суток или в условиях недостаточной видимости (ч.1 ст.463 КРК ОАП); управление транспортным средством лицом без документов и не имеющим права управления (ст.470 КРК ОАП); нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения (ст.473 КРК ОА). Однако нам остается непонятным, как участковый инспектор должен работать по данным правонарушениям? Будет он бегать по дворам или сидеть в кустах в ожидании правонарушителя?

В то же время, участковый инспектор не вправе рассматривать нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (ст.463-4 КРК ОАП), в частности нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, а также остановка или стоянка транспортных средств на клумбах, детской или спортивной площадке. Эти правонарушения, которые, как мы поняли, беспокоят водителей больше всего, рассматриваются сотрудниками дорожной полиции, имеющими специальные звания.

Во-вторых, основным вопросом является не сам факт того, имеет ли право участковый инспектор снимать номера или нет, а сама процедура изъятия регистрационных знаков! Дело в том, что при административном производстве обязательно должны быть соблюдены принципы законодательства. Это законность (ст.9 КРК ОАП); презумпция невиновности (ст.12 КРК ОАП); принцип вины (ст.13 КРК ОАП); неприкосновенность собственности (ст.19 КРК ОАП) и обеспечение прав на квалифицированную юридическую помощь (ст.23 КРК ОАП). Их нарушение в зависимости от его характера и существенности влечет признание состоявшегося производства по делу недействительным, отмену вынесенных в ходе такого производства решений либо признание собранных при этом материалов, не имеющих силы доказательств (ст.8 КРК ОАП).

Кодекс везде однозначно указывает на обязательность составления протокола. Если разобрать в деталях само рассмотрение дела, то правонарушитель вправе знакомиться с протоколом и другими материалами дела, давать объяснения, делать замечания по содержанию и оформлению протокола, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника (ст.584 КРК ОАП). Также участие понятого в производстве по делу об административном правонарушении отражается в протоколах о личном досмотре, досмотре транспортного средства, вещей, изъятии документов и вещей, находящихся при физическом лице, осмотра территорий, помещений и имущества, принадлежащих юридическому лицу, изъятия документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу (ст.595 КРК ОАП).

В самом протоколе, согласно статье 606 КРК ОАП, должны быть отражены объяснения лица, в отношении которого ведется производство. И сам протокол, в порядке статьи 614 КРК ОАП, содержит фактические данные, удостоверяющие обстоятельства, и которые являются доказательствами по делу.

Также статьей 628 КРК ОАП предусмотрен порядок изъятия вещей и документов, находящихся при физическом лице. И если регистрационные знаки рассматривать в качестве документов, то они могут быть изъяты только в случае, если являются орудием или предметом правонарушения, либо в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, то есть, чтобы водитель не мог скрыться. И, опять же, однозначно указано, что об изъятии данных предметов составляется протокол, и его копия должна быть вручена правонарушителю. Сам протокол должен быть подписан должностным лицом, правонарушителем и понятыми. Если понятых пригласить невозможно, то используются технические средства фиксации.

Порядок оформления протокола оговорен также и в статье 635 КРК ОАП. И, опять же, сказано, что в нем должны быть отражены данные правонарушителя, он должен содержать отметку о разъясненных правах и обязанностях правонарушителя и понятых, должен быть подписан правонарушителем и понятыми, либо должна быть отметка об отказе от подписи правонарушителя. Правонарушитель должен ознакомиться с протоколом, дать пояснения и замечания. Копия протокола должна быть вручена правонарушителю под расписку. Протокол может быть составлен в отсутствие правонарушителя только в случае, если правонарушение фиксировано показаниями сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов.

Протокол об административном правонарушении должен быть составлен незамедлительно (ст.638 КРК ОАП), либо, если нужно устанавливать личность правонарушителя – в течение трех суток, в некоторых случаях, не относящихся к нашему, в течение 10 суток.

В общем, если исходить из указанных данных, то просто так у вас никто ничего снять, отобрать, вас задержать, досмотреть не имеет права! Все действия производятся под протокол. Если же вы вышли из подъезда, а регистрационных знаков на машине нет, и протокол при этом не составлялся, и, соответственно, не содержит ни ваших замечаний, ни подписей, то это вполне можно расценивать как кражу. И что будет делать полицейский, снявший номера, если владелец, с чьей машины они сняты, позвонит, и сообщит, что стоял около гаража, где с его машины сняли номера неизвестные лица, а протокола об изъятии нет?

Кроме того, обращаем внимание, что не за каждое нарушение, далеко не каждый полицейский имеет право оформлять протокол. Мы обратили внимание на то, что по некоторым, хоть и схожим, правонарушениям, разбираться имеют право лишь дорожные полицейские. В противном случае, представляете, что было бы, если каждое должностное лицо занималось не своими обязанностями?

Оставить комментарий

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Комментарии

софья кравченко

|

прокуратура слово сказала, прокуратура слово забрала, косвенно признала, что была не права, жаль, что не известно, понесли ли наказание те прокуроры, кто все это наколбасил, а бедный «запытанный» задержанный ответит за свое вранье? кстати, с криминальным прошлым и, как видится, с настоящим

Опросы

Как мой сайт?

Посмотреть результаты

Loading ... Loading ...