Вопрос-ответ

Автор Агентство "Витязь". Рубрика Юридические комментарии

Имеет ли право снять номера с автомобиля участковый инспектор?

Для убедительного и полноценного ответа, этот вопрос следует несколько расширить. Во-первых, в статье 543 Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях (КРК ОАП) имеется четкий перечень правонарушений, рассматривать дела по которым и налагать административные взыскания имеются полномочия у участковых инспекторов полиции.

Из административных правонарушений в области транспорта это, например, несоблюдение водителями транспортных средств правил остановок маршрутных транспортных средств, движения в жилых зонах, перевозки пассажиров и грузов, пользования ремнями безопасности при движении на транспортных средствах, оборудованных ими, мотошлемами при управлении мотоциклами и перевозке на них пассажиров, буксировки транспортных средств, пользования осветительными приборами в темное время суток или в условиях недостаточной видимости (ч.1 ст.463 КРК ОАП); управление транспортным средством лицом без документов и не имеющим права управления (ст.470 КРК ОАП); нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения (ст.473 КРК ОА). Однако нам остается непонятным, как участковый инспектор должен работать по данным правонарушениям? Будет он бегать по дворам или сидеть в кустах в ожидании правонарушителя?

В то же время, участковый инспектор не вправе рассматривать нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (ст.463-4 КРК ОАП), в частности нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, а также остановка или стоянка транспортных средств на клумбах, детской или спортивной площадке. Эти правонарушения, которые, как мы поняли, беспокоят водителей больше всего, рассматриваются сотрудниками дорожной полиции, имеющими специальные звания.

Во-вторых, основным вопросом является не сам факт того, имеет ли право участковый инспектор снимать номера или нет, а сама процедура изъятия регистрационных знаков! Дело в том, что при административном производстве обязательно должны быть соблюдены принципы законодательства. Это законность (ст.9 КРК ОАП); презумпция невиновности (ст.12 КРК ОАП); принцип вины (ст.13 КРК ОАП); неприкосновенность собственности (ст.19 КРК ОАП) и обеспечение прав на квалифицированную юридическую помощь (ст.23 КРК ОАП). Их нарушение в зависимости от его характера и существенности влечет признание состоявшегося производства по делу недействительным, отмену вынесенных в ходе такого производства решений либо признание собранных при этом материалов, не имеющих силы доказательств (ст.8 КРК ОАП).

Кодекс везде однозначно указывает на обязательность составления протокола. Если разобрать в деталях само рассмотрение дела, то правонарушитель вправе знакомиться с протоколом и другими материалами дела, давать объяснения, делать замечания по содержанию и оформлению протокола, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника (ст.584 КРК ОАП). Также участие понятого в производстве по делу об административном правонарушении отражается в протоколах о личном досмотре, досмотре транспортного средства, вещей, изъятии документов и вещей, находящихся при физическом лице, осмотра территорий, помещений и имущества, принадлежащих юридическому лицу, изъятия документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу (ст.595 КРК ОАП).

В самом протоколе, согласно статье 606 КРК ОАП, должны быть отражены объяснения лица, в отношении которого ведется производство. И сам протокол, в порядке статьи 614 КРК ОАП, содержит фактические данные, удостоверяющие обстоятельства, и которые являются доказательствами по делу.

Также статьей 628 КРК ОАП предусмотрен порядок изъятия вещей и документов, находящихся при физическом лице. И если регистрационные знаки рассматривать в качестве документов, то они могут быть изъяты только в случае, если являются орудием или предметом правонарушения, либо в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, то есть, чтобы водитель не мог скрыться. И, опять же, однозначно указано, что об изъятии данных предметов составляется протокол, и его копия должна быть вручена правонарушителю. Сам протокол должен быть подписан должностным лицом, правонарушителем и понятыми. Если понятых пригласить невозможно, то используются технические средства фиксации.

Порядок оформления протокола оговорен также и в статье 635 КРК ОАП. И, опять же, сказано, что в нем должны быть отражены данные правонарушителя, он должен содержать отметку о разъясненных правах и обязанностях правонарушителя и понятых, должен быть подписан правонарушителем и понятыми, либо должна быть отметка об отказе от подписи правонарушителя. Правонарушитель должен ознакомиться с протоколом, дать пояснения и замечания. Копия протокола должна быть вручена правонарушителю под расписку. Протокол может быть составлен в отсутствие правонарушителя только в случае, если правонарушение фиксировано показаниями сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов.

Протокол об административном правонарушении должен быть составлен незамедлительно (ст.638 КРК ОАП), либо, если нужно устанавливать личность правонарушителя – в течение трех суток, в некоторых случаях, не относящихся к нашему, в течение 10 суток.

В общем, если исходить из указанных данных, то просто так у вас никто ничего снять, отобрать, вас задержать, досмотреть не имеет права! Все действия производятся под протокол. Если же вы вышли из подъезда, а регистрационных знаков на машине нет, и протокол при этом не составлялся, и, соответственно, не содержит ни ваших замечаний, ни подписей, то это вполне можно расценивать как кражу. И что будет делать полицейский, снявший номера, если владелец, с чьей машины они сняты, позвонит, и сообщит, что стоял около гаража, где с его машины сняли номера неизвестные лица, а протокола об изъятии нет?

Кроме того, обращаем внимание, что не за каждое нарушение, далеко не каждый полицейский имеет право оформлять протокол. Мы обратили внимание на то, что по некоторым, хоть и схожим, правонарушениям, разбираться имеют право лишь дорожные полицейские. В противном случае, представляете, что было бы, если каждое должностное лицо занималось не своими обязанностями?

Оставить комментарий

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Комментарии

Светлана

|

Я в шоке. Думала его сразу посадили а он еще и умудрился дальше свои дела продолжить. Таких пожизненно надо закрывать. Чтоб люди не страдали. Скольких же он обманул. Пальцев не хватит пересчитать.

Опросы

Как мой сайт?

Посмотреть результаты

Loading ... Loading ...